Бибаева Екатерина Ивановна

Мастер класс Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (выступление на педагогическом совете)

«Для ребёнка, вместе с ребёнком,

  исходя из возможностей ребёнка».

 

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования, как средстве развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;

- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в рисовании;

- повысить уровень мастерства педагогов.

 Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, рамки для работ по временам года, технологические карты, табличка с названием темы работы творческой группы «Времена года», бумага  для подписания работ, клеящие карандаши, табличка для названия творческой группы, подносы для материалов, заготовки удостоверений; материал для практической деятельности – бумага, гуашь разного цвета, баночки, тарелочки, шпажки, овощи, трубочка от шариковой ручки, фломастеры, кусочки поролона, стаканы с водой, кисти.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.

 Содержание.

Добрый день, уважаемые коллеги!

  Тема сегодняшнего мастер – класса: «Нетрадиционные техники в детском саду. Девиз сегодняшнего дня: «Открывая мир  не6обычного – мы открываем свои возможности».

Наше время характеризуется поиском наиболее эффективных путей  повышения качества образования детей. Модернизация инновационного образования заставляет искать новые пути мотивации педагогов. Интересно придумывать новое: импровизировать,  писать, рисовать. Я считаю, что самым сильным стимулом для этого служит непосредственно образовательная деятельность  «Художественное творчество».

 Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисование необычными способами и использование при этом материалов, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции, творят чудеса и превращают обычную деятельность в игру, в сказку.

Я нахожусь в постоянном поиске,  хочу жизни творческой, делаю  что-то новое, небывалое, не только для детей, но и для себя. Не только для себя, но и для окружающих. Но что значит: находиться в постоянном поиске  в детском саду? Придумывать новые методики обучения? Наверное. Давать детям советы и знания? Тоже может быть. Радоваться их самостоятельным находкам? Обязательно.  Все это относится к профессиональной деятельности воспитателя детского сада.

Открывая для себя техники рисования и внедряя их в работу с детьми, я увидела, что нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности; развитию наблюдательности и внимательности, художественного вкуса. Благотворно влияет на развитие речи, цветовосприятия, эмоциональной сферы ребенка. И, что особенно меня порадовало, что рисование нетрадиционными техниками оказывает психотерапевтическое воздействие.

Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с вами своими находками и открытиями.

- Для выполнения практической работы предлагаю вам  тему, наиболее выгодно показывающую нетрадиционную технику. Я познакомлю вас с  12  способами нетрадиционного рисования, а вы попробуете сочетать некоторые  в одной работе.

Одним из интересных и завораживающих способов исполнения рисунков является ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЯМИ. Этот способ  развивает у детей чувства красоты, чувства ритма, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче, дает толчок к желанию творить, просто чудо – так просто и замечательно красиво получается! Использовать можно как свежесорванныелистья так и сухие.

Выберите краску нужного вам цвета и нанесите её с помощью кисти  на капустный лист, затем, пока краска не высохла, сделайте отпечаток на бумагу.

СПОСОБ

Печать листьями

ВОЗРАСТ

С 4 лет

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Листья деревьев, кустарников, трав, капустные листья, кисть, гуашь.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Окунуть кисть в краску нужного цвета. Нанести краску на лист. Нанести оттиск на бумагу.

Примечание: для изменения цвета берутся другие цвета, листья.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Фактура, цвет.

 

 

- Другим из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА (образцы рисунков).  Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему изображению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному рисованию, учит координировать движения рук, развивает мелкую моторику.

Для этого беру овощи и фрукты: яблоки, груши, картофель, морковь,  редис, лук, капусту и другие, разрезаю  некоторые пополам, затем на гладкий срез наносится шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезаю форму по контуру, чтобы она возвышалась на 1-см. от среза.  Предлагаю Вам для работы несколько готовых  печаток, чтобы  дополнить свой рисунок.

Рукоятка должна быть удобной для руки, поэтому лучше в выпуклую сторону печатки  вставить шпажку. Гладкую сторону обмакиваем в нужную для работы краску и начинаем печатать.

 

СПОСОБ

Рисование печаткой

ВОЗРАСТ

С 3 лет

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Овощи (картофель, морковь, редис и т.д.), нож, одноразовая вилка, шариковая ручка,  гуашь.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

Овощ разрезать пополам (вдоль или поперек, зависит от необходимого формата)

Нанести рисунок на срез.

Вырезать ножом по контуру, чтобы он возвышался на 1 – 1,5см.

Вставить шпажку вместо рукоятки.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура, цвет.

Один из сложных, но интересных способов рисования лёгкими - это ВЫДУВАНИЕ (образцы рисунков). Благодаря использованию  этого способа у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Для работы  нам необходимы следующие материалы: гуашь, трубочка от шариковой ручки, пипетка. Способ получения изображения: ставим каплю краски на бумагу и раздуваем её. Можно использовать два способа выдувания: сверху и снизу. (ПОКАЗ ВЫПОЛНЕНИЯ)  –  комментарии о результатах:

- Если выдувание сверху, то капля  разбрызгивается в стороны, получается клякса. Если же выдувание идёт снизу, как будто толкаете каплю вперёд, то получаются разводы.

- Вид выдувания будет зависеть от того, что Вы хотите изобразить.

При  рисовании  этим способом необходимо использовать трубочку с тонким концом, что усилит воздушную струю. Иначе  могут возникнуть трудности при выдувании.

 

СПОСОБ

Рисование лёгкими

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Рисование мыльными пузырями

МАТЕРИАЛ

Гуашь, шариковая ручка с тонким концом для усиления воздушной струи, бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

Опустить шариковую ручку в баночку с раствором набрать каплю раствора и перенесите ее на лист бумаги.

Набрать воздух в легкие и раздуть каплю: снизу (как – будто толкая вперед)  или сверху.

ПРИМЕЧАНИЕ:

- если выдувать снизу, получаются разводы (ветки, деревья и т.п.)

- если выдувать сверху получаются кляксы (цветы, звезды, снежинки и.т.п.)

- конец трубочки не должен касаться ни бумаги, ни пятна.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, цвет.

 

Практическая работа педагогов.

- Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ (образцы рисунков)

- Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и  примакивать  по поверхности листа. Этот способ очень подходит при  изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для  выполнения цветных фонов в разных композициях (изображения животных, салюта,  растений, снежного покрова, салюта,  и т.д.)Проведение  занятий  с использованием этой техники способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.

- Для использования этого способа нам понадобятся: мисочка либо пластиковая коробочка, гуашь, кусочки поролона.

 Для получения изображения: окунаем  поролон в краску и наносим оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

Этим способом я предлагаю завершить ваши работы.

 

 (технологическая карта).

СПОСОБ

Рисование поролоном

ВОЗРАСТ

С 4 лет

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Кусок поролоновой губки, гуашь,

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

Окунуть край поролоновой губки в краску.

Лишнюю краску отжать о край миски. Нанесите оттиск на бумагу

Примечание: для изменения цвета берутся другие цвета, поролон.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура, цвет.

Практическая работа педагогов.

- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года». Оформите свою работу, прикрепите рисунок к рамке, соответствующей вашему времени года. Выставите работу на край стола. Какой замечательный вернисаж получился. Я думаю, что ко мне присоединится весь зал, и мы поблагодарим Вас за созданные вами «шедевры» (АППЛОДИСМЕНТЫ).

-Я считаю , что Вы все достойны звания Художников ,рисующих нетрадиционной технике .Позвольте вручить Вам удостоверения, свидетельствующие об этом.

- Уважаемые коллеги, каждое открытие указывает вам новое направление для поиска.

- Какое  открытие Вы сделали для себя?.

- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес?

-Вызвало ли у вас желание использовать нетрадиционные техники рисования в своей работе.

- Спасибо за ответы и плодотворную работу. Свои творения можете поместить в рамку и у вас дома будут эксклюзивные работы.

 

 

Вот так мы постепенно и знакомимся

Со свойствами и качеством вещей.

Как здорово, что столько есть возможностей!

Как здорово, что столько есть идей!

 

Желаю в поиске звездой зажечься,

Другим светить, во тьме сияя,

Великим творчеством увлечься,

Другие жизни пробуждая.

 

- Благодарю за внимание!  Творческих всем успехов!

 

 

 

 

 

 

3 февраля 2023 в 17:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.