Бибаева Екатерина Ивановна
Тема: «Социально- коммуникативное развитие дошкольника через различные формы работы с детьми и родителями. Организация игровой деятельности» (выступление на педагогическом совете)
Дошкольный возраст– это тот период, когда начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. В этот период закладывается фундамент будущих гармоничных отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям микро- и макросреды, приобретается опыт социальных отношений, который будет корректироваться во все последующие этапы его жизни. Ведущим и определяющим началом социализации является дошкольное образование. Движущей силой социально-коммуникативного развития выступает деятельность, в процессе которой в рамках сотрудничества со взрослыми, самостоятельной деятельности путём научения, подражания, идентификации ребёнок приобретает социальный опыт. Социально-коммуникативное развитие – это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством, который включает в себя: культурные навыки; специфические знания; знакомство с традициями, обрядами и правилами; социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. Показателями социально-коммуникативного развития являются социальная компетентность (сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими), формирование навыков самообслуживания, социальная адаптация, которые возможны при условии целенаправленных воспитательных воздействий. Работу по социально-коммуникативному развитию ведём с учётом основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Трудовое воспитание Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей. Используя виды деятельности: Игровая Познавательно-исследовательская Коммуникативная (общение) Двигательная Самообслуживание и элементарный бытовой труд Конструирование Изобразительная Музыкальная Восприятие художественной литературы и фольклора. Создаём необходимые условия для социально-коммуникативного развития, содержание развивающей предметно-пространственной среды в группе соответствует индивидуальным особенностям и интересам дошкольников. Образовательное пространство группы спроектировано и создано как среда социализации посредством интеграции локальных мини-сред, стимулирующих детей к активному взаимодействию с окружающим миром. Художественная литература помогает детям познать окружающий мир, обогатить представления о добре и зле, пробудить и развить социальные чувства, углубить жизненный опыт, сформировать задатки мировоззрения и первоначальных основ социальной активности. Произведения Д. Габе «Мама» и «Работа», В. Осеева «Просто старушка», К. Ушинский «Лекарство» и др. заставляют ребенка прочувствовать и задуматься о необходимости быть добрым и заботиться о самых близких людях. В произведениях Е. Серова «Нехорошая история», Я. Тайц «По грибы», Д. Лукич «Четыре девочки» и др. осуждаются отрицательные проявления (эгоизм, лень, жадность, жестокость, обман). Чтобы научить ценить труд и уважать людей труда, используются для чтения и анализа такие произведения: С. Баруздин «Кто построил этот дом», С. Маршак «Откуда стол пришёл?», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы» и т. п. Уголок «Дружбы», в виде цветка дружбы, дружащих сердечек, помогает разрешать конфликты, ссоры между детьми и мирить их. Использованные методы и приёмы помогают обогатить содержание работы с детьми, развивать способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности, других людей и выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями. Большое внимание социально-коммуникативному развитию уделяем во время работы по программе дополнительного образования детей по теме: «Я в этом удивительном мире». Задачи данной программы: - формировать уверенность в себе, своих силах и возможностях, способствовать осознанию своей самоценности и индивидуальности; -обогащать социальный опыт ребёнка, обеспечивающий ему эмоциональную устойчивость в среде сверстников и взрослых; - продолжать формировать умения выражать свои чувства, желания. Используем следующие методы и приёмы: традиционные и комплексные занятия; игры (дидактические, сюжетно-ролевые, коммуникативные) чтение художественной литературы; беседы; проблемные ситуации; наблюдения. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Именно игра, согласно ФГОС ДО выступает как форма социализации ребёнка. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Игра ребенка по правилам человеческих отношений - самая высокая степень развития игры. Взрослый может помочь ребенку овладеть большим разнообразием человеческих отношений, если регулировать игру детей так, чтобы каждый из них научился выполнять не только одну роль, например связанную с подчинением, но и другие - «командирские» роли. Последнее обстоятельство будет способствовать тому, что ребенок освоит основные правила взаимоотношений с другими людьми: нормами подчинения руководства и взаимозависимости. Развитие игры предполагает выделение не только последовательности действий взрослого, но и их смысла, раскрывающего отношения между людьми. Это тоже одна из важных сторон развития индивидуальности. Игра ребенка - это жизненная лаборатория. Игры у детей дошкольного возраста очень разнообразны. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра позволяет ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. В игре строятся такие сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, принятие и открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним. При организации сюжетно-ролевой игры использую игровые обучающие ситуации, которые развивают коммуникативные умения, формируют творческие способности и воображение в процессе игрового общения. Совместно с детьми продумываем атрибуты для игр, которые помогают войти в предметный мир и учат ориентироваться в его многообразии. Коммуникативные игры, этюды, упражнения, психогимнастики, игры-драматизации, проблемные ситуации учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), совершенствуют способность управлять эмоциями и чувствами. С помощью этого дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и подготовки его к жизни. Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка. Воспитательные усилия должны быть согласованными. Это не означает, что дома и в детском саду должны быть созданы равные условия, так как то, что возможно дома, может быть не разрешено в детском саду и наоборот. Общая тёплая атмосфера и хорошие контакты между взрослыми особенно важны в случаях возникновения проблем у ребёнка. Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками используем различные формы работы: групповые и индивидуальные консультации для родителей, мастер-классы, работа в творческой мастерской совместно с детьми. Родительские собрания в виде таких активных форм сотрудничества как деловые игры, круглые столы, тематические дискуссии.
Используются такие формы взаимодействия, как подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, работа в творческой мастерской вместе с детьми, по временам года. Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи можно осуществлять по-разному.
3 февраля 2023 в 17:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.